Давным-давно, в самом конце восьмидесятых, в одном из помещений Рижского цирка открыли видеосалон. Чтобы заманивать посетителей, вывешивали самодельные афишки: к названию фильма и времени сеанса прилагалась кратенькая, в три-четыре слова, аннотация. Одну я запомнила надолго: «Калигула. Эротическое разложение Древнего Рима».
Жанр «эротическое разложение» имеет право на существование – чуть выше рангом, чем обычная порнушка, с полуголыми артистами и шутками «ниже пояса». Этакая веселенькая пошлость. Но уважающий себя режиссер, если ему принесут такой сценарий, скажет прямо: пошлость, знай свое место. Уважающий себя режиссер не станет связываться со сценарием, в котором нагромождение исторических ошибок, сорвавшаяся с цепи фантазия и копание в постельном белье людей, которых Церковь признала святыми страстотерпцами. Уважающий себя режиссер не станет уподобляться бабушкам на лавочке, которым страх как любопытно, кто из власть имущих и популярных артистов с кем спит.
Больше о фильме «Матильда» сказать нечего. Я о другом – о том, что режиссер правильно почувствовал спрос на сюжет из начала двадцатого века, который разворачивается в красивых балетных и дворцовых декорациях, держит зрителя в напряжении и приправлен амурными сценами. Другой вопрос – стоит ли за российскую историю браться человеку, которому вдруг захотелось скандала.
Если же найдется режиссер с обостренным чутьем на всякую пошлость, которому нужно именно такое сочетание «история+балет+любовь+политика», то для этого незачем тревожить прах царского семейства и Матильды Феликсовны Кшесинской – дамы с характером, прекрасной балерины, выдающегося балетного педагога.
Вот на выбор два сюжета, которые, в принципе, можно объединить в один.
Но сперва режиссеру и сценаристу придется хотя бы в общих чертах представить себе противостояние великих держав накануне первой мировой войны. И четко определить роль «владычицы морей» которая стравливала между собой соседей и загребала жар чужими руками. Еще полезно было бы прочитать хоть какую книжку по истории британской Интеллидженс Сервис – тайной разведслужбы. Это – не конфликт между царицей и танцоркой из пальца высасывать, тут реальные знания потребуются.
Сюжет первый. В нем, хотя это и кажется странным, положительную роль пытался играть Григорий Распутин. Он был против вступления России в Первую мировую войну и даже после начала военных действий старался убедить царскую семью пойти с немцами на мирные переговоры. Большая же часть семейства Романовых великих князей поддерживала войну с Германией и ориентировалась на Англию. Для «владычицы морей» сепаратный мир между Россией и Германией грозил поражением в войне.
Лондон пытался воздействовать на императора с помощью родственников. В 1916 году великие князья стали убеждать императора создать либеральное правительство, которое призвано было «спасти страну от революции». В ноябре 1916 года великий князь Михаил Михайлович Романов, живший в Лондоне, писал Николаю II: «Я только что возвратился из Букингемского дворца. Жоржи (король Великобритании Георг) очень огорчён политическим положением в России. Агенты Интеллидженс Сервис обычно очень хорошо осведомлённые, предсказывают в ближайшем будущем в России революцию. Я искренно надеюсь, Никки, что ты найдёшь возможным удовлетворить справедливые требования народа, пока ещё не поздно». Но царь держался, ища возможность выхода из Первой мировой. Англичанам в такой ситуации нужно было придумывать какие-то нестандартные ходы. Таким ходом могло бы стать убийство Распутина.
Это – тот минимум, который необходим для начала. А далее на сцену выходит балерина. Ее зовут Вера Каралли.
Она родилась в 1889 году, в актерской семье, была удивительно красива. Современники считали ее конкуренткой прославленной Анны Павловой. Ей давал частные уроки знаменитый балетмейстер Александр Горский. Она танцевала главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Раймонда», «Баядерка» и «Дон Кихот». Строгие критики возмущались тем, что её техника небезукоризненна, а поклонники говорили, что с её грацией, изяществом движений и выразительностью, не нужно гоняться за чистотой исполнения, ведь танец – это полёт, которому не требуются правила. В балетной миниатюре Фокина «Умирающий лебедь» Каралли затмила Павлову - критики писали, что Каралли своим танцем действительно напоминает красивого и гордого лебедя, тогда как Павлова всего лишь «миловидная чайка».
Теперь – то, что в конструкции «история+балет+любовь+политика» необходимо. Это – личная жизнь. У Веры Каралли был бурный роман с Леонидом Собиновым – первым тенором России. Ничем хорошим он не кончился. Танцовщица мечтала завести большую семью и даже была готова ненадолго прервать свою артистическую деятельность, а Собинов, наученный горьким опытом предыдущего неудачного брака, не спешил под венец. К; тому же, они не поделили славу.
Как раз тогда зарождался российский кинематограф. Каралли в 1914 году снялась в немом фильме «Ты помнишь ли?» и мгновенно стала звездой.
Но танцовщицам императорского балета было строго запрещено сниматься в кино. Это проблема решилась обычным для той поры способом.
Танцовщицы, от прима-балерин до корифеек, пользовались огромным успехом среди аристократов, а также богатейших промышленников и купцов. Завести подругу-плясунью и тратить на нее деньги было престижно. За кулисами можно было встретить самых высокопоставленных поклонников. Избранником Каралли стал Великий князь Дмитрий Павлович – двоюродный брат Николая II. Он и помог решить вопрос о съемках.
Каралли впоследствии вспоминала: «Наша связь была какой-то удивительной гармонией душевного мира. С Дмитрием я была такой, какая я есть. Если бы ему что-то не понравилось, то я бы сказала «Скатертью дорога»! Вот это он во мне видел и ценил».
До встречи князя с балериной в высшем свете предсказывали ему помолвку с дочерью императора царевной Ольгой. Но камнем преткновения стал Распутин. Императрица Александра Федоровна была очень привязана к этому человеку, Дмитрий Павлович его не выносил, и это было всем известно.
На пороге был 1916 год.
Великий князь был втянут в заговор, который привел к убийству Распутина в особняке Юсуповых на Мойке. Естественно, началось следствие. Оказалось, что в особняке в ту ночь были две женщины, и одна из них, как считают авторитетные исследователи, - Вера Каралли. Якобы, она звонила Распутину и, представившись анонимной поклонницей, предложила встретиться у Юсуповых для более близкого знакомства. Правда это или нет, доподлинно неизвестно: имя её, как и имя другой женщины, названы участниками преступления не было, однако вскоре Вера Каралли перестала сниматься в кино и ей запретили выступать в театре. Князя же выслали с глаз долой из Петербурга в Персию.
Что касается собственно заговора – есть книга Ричарда Каллена «Распутин», вышедшая в лондонском издательство «Dialoque».
Каллен – бывший сотрудник Скотленд-Ярда, высокопоставленный сотрудник Министерства юстиции Великобритании, детектив с более чем тридцатилетним стажем. Он заинтересовался историей с убийством Распутина, работал в российских и британских архивах, нашел любопытные улики, подтверждающие: заговором руководили из Лондона. В момент убийства в особняке находился Освальд Рейнер – друг князя Юсупова и офицер британской разведки. Одна из пуль, найденных в теле Распутина, выпущена из его пистолета…
Сюжет второй. И снова на сцене танцовщица. На сей раз – Тамара Карсавина. Она родилась в 1885 году. Красавица, умница, общая любимица. Ей покровительствовала Кшесинская, прекрасно понимавшая, как трудно в театре скромной и еще не умеющей за себя постоять девушке. Карсавина блистала в Мариинском театре и в «Парижских сезонах» Дягилева, танцевала вместе с Вацлавом Нижинским.
Балерина оказалась в незавидной ситуации – полно высокопоставленных поклонников, но никто из них не готов стать мужем. За Карсавиной ухаживал знаменитый питерский донжуан Карл Маннергейм (тот самый государственный деятель Финляндии, что построил линию Маннергейма, в начале века он был офицером царской армии). Ею безумно увлекся лейб-медик двора Сергей Боткин, позабыв ради Тамары жену, дочь основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Наконец она, понимая, что годы идут, согласилась стать женой небогатого дворянина Василия Мухина, пленившего ее добротой, знанием музыки и страстью к балету.
В 1913 году балерина пришла на прием в посольство Великобритании. Там она познакомилась с Генри Брюсом, начальником канцелярии посольства в Петербурге. Брюс влюбился отчаянно и увел Карсавину из семьи. Но любовь любовью, а служебных обязанностей никто не отменял. Брюс оказался в кругу поклонников своей подруги, офицеров и чиновников, придворных аристократов. Для разведчика это поистине золотое дно. А мог ли служащий посольства в таком ранге быть далек от разведки? Британское посольство в свое время дало приют такой яркой личности, как Сидней Рейли, фантастический разведчик-авантюрист. Но это уже совсем другая история.
Карсавина родила Брюсу сына Никиту, развелась с мужем и в 1915 году стала женой британского дипломата. Впоследствии они вместе покинули Россию.
После смерти Распутина вопрос о выходе России из войны уже не вставал. Интеллидженс Сервис добилась своего.
Так вот, есть реальная история, в которой хватит материала на сериал. В отношениях Николая II и Кшесинской же реального материала хватало хорошо если минут на двадцать, вот и пришлось изобретать подробности – рассудку вопреки, наперекор стихиям.
Найдется ли продюсер, чтобы снять увлекательное кино о российских балеринах и британской разведке?
Очень хотелось бы!