
В Германии имеется общественная организация, носящая название "Немецкое общество политики времени". Одним из основателей этой структуры, главной целью которой является "сознательное отношение к времени", был профессор Карлхайнц Гайслер. Он придерживается мнения, что плотность информационных потоков через смартфон все более возрастает и фактически спрессовывает наше личное время. Он говорит, что время для людей сравнимо с тем, чем является для рыб вода. А именно этот тот элемент, в котором мы живем и движемся. И все же в условиях обязательной самоизоляции время воспринимается иначе, чем в обычных жизненных условиях и устоявшихся ритмах. В этом контексте немецкие исследователи стали все больше внимания уделять теме психосоциальных последствий мер, предпринимаемых против распространения коронавируса. Рабочая деятельность из дома, социальная изоляция и запрет на свободное передвижение в принципе противоречат существу нормального человека и наносят вред его психическому здоровью, считают немецкие эксперты. Профессор клинической психологии и психотерапии Юрген Марграф из германского Бохума убежден, что у людей с неустойчивой или нарушенной психикой нынешнее положение все чаще вызывает депрессию, страх, злость, стресс, нарушение сна и обострение разного рода накопившихся забот. Это еще более усугубляется при потерях финансовых доходов и накоплений. А директор Института социальной медицины при университете в Лейпциге Штеффи Ридель-Хеллер также указывает на настоятельную потребность в углубленном исследовании психосоциальных долгосрочных последствий мер изоляции и карантина, особенно в отношение людей старшего возраста. Она подчеркивает, что защита физического здоровья против инфекции коронавируса должна быть интегральной составной частью всех иных мер, способствующих психическому благополучию людей.
В условиях самоизоляции в Австрии уже зарегистрирован целый ряд семейных трагедий, когда пожилые люди кончали жизнь самоубийством. А один неуравновешенный житель Вены средних лет на днях стал выбрасывать с высокого балкона своей квартиры на головы прохожих телевизор, стулья, велосипед. Пришлось вмешаться полиции, чтобы угомонить эту "жертву самоизоляции", который, между прочим, был трезвым. А вот потребление вина австрийцами во время домашнего заточения, как свидетельствуют факты, значительно возросло.
Одним словом, коронавирус заставил всех нас жить в ином времени. А время, как сказал один мудрый человек, это тот материал, из которого сделана жизнь. Томас Манн говорил о времени как о драгоценном подарке, данном нам, чтобы стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее. Поэтому надо всем постараться при нынешнем обилии свободного времени в условиях самоизоляции распоряжаться временем разумно и с прицелом на бескоронавирусное будущее.